ДОЛЖНОСТНАЯ
ИНСТРУКЦИЯ
помощника капитана-механика
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция
определяет функциональные, должностные
обязанности, права и ответственность
помощника капитана-механика подразделения «Производственные технологии»
(далее - Помощник капитана-механика) ФГБОУ ВПО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова» (далее Учреждение).
1.2. На должность помощника капитана-механика назначается
лицо, удовлетворяющее следующим требованиям к образованию и обучению:
Подготовка на курсах повышения квалификации один раз в пять лет;
Высшее образование или среднее профессиональное образование по специальности «Судовождение», специализации (профессиональному модулю) «Судовождение с правом эксплуатации судовой двигательной установки»;
с опытом практической работы:
В соответствии с положениями о дипломировании членов экипажей судов;
Особые условия допуска к работе помощника капитана-механика :
Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
Наличие диплома, установленного положениями о дипломировании членов экипажей;
Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировка на рабочем месте и проверка знаний требований охраны труда;
К работе допускаются лица не моложе 18 лет;
1.3. Помощник капитана-механика должен знать:
Уставные требования к общей судовой организации;
Уставные требования к организации пассажирской службы;
Уставные требования к организации вахтенной службы;
Санитарные условия труда экипажа;
Уставные требования к организации службы быта;
Требования правил охраны труда на судах;
Санитарные правила содержания судна;
Трудовое законодательство Российской Федерации;
Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей судов внутреннего плавания, портового и служебно-вспомогательного флота;
Уставные требования к дисциплине членов экипажа;
Физические и теоретические основы, принципы действия, характерные ограничения и технико-эксплуатационные характеристики радиоэлектронных и технических приборов и систем судовождения и связи: магнитного компаса, гироскопического компаса, спутникового компаса, гироазимута, гиротахометра, лага, эхолота, авторулевого и судового радиолокатора, приемников наземных и космических радионавигационных систем, систем автоматизированной радиолокационной прокладки, автоматической идентификационной системы, аварийных радиобуев, аппаратуры ГМССБ, систем интегрированного ходового мостика;
Методика решения навигационных задач судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
Приемы расшифровки и анализа информации, получаемой от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от воды, радиолокационных маяков-ответчиков;
Правила эксплуатации радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
Технология определения поправок технических систем судовождения;
Способы интерпретации и обработки информации радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
Правила технической эксплуатации регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
Правила технического обслуживания радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
Периодичность и способы контроля исправности и точности работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
Основы теории, устройство, правила эксплуатации судового электрооборудования, электрических машин и аккумуляторов, полупроводниковых преобразователей и приборов, электроизмерительных приборов систем контроля сопротивления изоляции и защитных заземлений, аппаратуры управления судном, сигнализации и связи;
Основные положения руководящих документов по использованию электротехнических средств судов в повседневной деятельности и по всем видам тревог;
Устройство и схемы распределения электроэнергии, принципы регулирования, контроля, защиты и автоматизации судовых электроэнергетических систем;
Системы автоматического регулирования работы судовых энергетических установок;
Обязанности по эксплуатации судовой энергетической установки и электрооборудования;
Основы теории, устройство, правила эксплуатации систем автоматики, микроэлектронных и микропроцессорных систем автоматики, систем дистанционного управления тепло- и электроэнергетическими установками, элементами систем централизованного автоматического контроля;
Устройство и принцип действия электрических машин, трансформаторов, усилителей, выключателей, электроприводов, распределительных систем, сетей, щитов, электростанций, аппаратов контроля нагрузки и сигнализации;
Классификация судовых электроэнергетических установок, механизмов и систем как объектов управления, устройство, принципы работы, особенности и правила эксплуатации;
Правила эксплуатации судовых электроприводов и систем управления ими;
Основы устройства судовых электроприводов и систем управления ими, электромеханические свойства электродвигателей постоянного и переменного тока;
Требования надзорных органов в отношении эксплуатации судового электрооборудования;
Основы теории, устройство и правила эксплуатации автоматизированных гребных электроустановок;
Основы теории двигателей внутреннего сгорания, паровых котлов, систем автоматического регулирования и управления;
Меры безопасности при эксплуатации судовой энергетической установки;
Типичные неисправности судовых энергетических установок;
Устройство элементов судовой энергетической установки, механизмов, систем;
Назначение, конструкция судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств;
Устройство и принцип действия судовых дизелей;
Эксплуатационные характеристики судовой силовой установки, оборудования и систем, возможные причины неисправностей;
Руководства для плавания в сложных условиях;
Технология учета приливо-отливных и сгонно-нагонных явлений в судовождении;
Навигационные руководства и пособия для плавания;
Требования к выбору маршрута, планированию и предварительной проработке маршрута рейса;
Нормативные правовые акты, регулирующие судоходство на морских, внутренних водных путях и в прибрежном плавании;
Техника и технология решения навигационных задач на бумажных и электронных картах;
Организация штурманской службы на судах;
Назначение, классификация и компоновка бумажных и электронных навигационных карт, судовая коллекция карт и пособий, средства и способы получения и реализации их корректуры;
Международные правила предупреждения столкновения судов в море;
Физические процессы в атмосфере, влияние гидрометеоусловий на судно, устройство судовых гидрометеорологических приборов, система информирования о гидрометеорологической обстановке;
Мероприятия по обеспечению безопасности судна при плавании в особых условиях: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения - с учетом влияния на судно внешних факторов;
Основные понятия и определения навигации и лоции;
Средства и виды навигационной обстановки;
Способы определения местоположения судна визуальными способами и при помощи радиотехнических средств с оценкой точности;
Технология графического счисления на бумажных и электронных картах с учетом маневренных и габаритных характеристик судна, поправок приборов и влияния внешних факторов на путь судна с оценкой точности;
Условные знаки для морских карт и планов и карт внутренних водных путей;
Маневренные характеристики судна;
Условия плавания при особых обстоятельствах: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, буксировке судов, в зонах действия систем разделения движения - с учетом влияния на судно внешних факторов;
Роль человеческого фактора в эффективном управлении судном;
Порядок контроля судов в портах;
Способы маневрирования для предотвращения ситуации чрезмерного сближения;
Влияние работы движителей, водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на управляемость судна;
Система дистанционного управления судовой двигательной установкой;
Маневрирование при съемке и постановке судна на якорь, к плавучим объектам, швартовные операции;
Ответственность за аварии, предусмотренная законодательством Российской Федерации;
Система управления рулевым приводом, процедуры перехода с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
Основы автоматизации управления движением судна;
1.4. Помощник капитана-механика должен уметь:
Контролировать соблюдение требований охраны труда на судах;
Организовывать вахтенную службу и контролировать ее несение;
Организовывать службу быта и контроль над ней;
Внедрять общую судовую организацию и контролировать ее соблюдение;
Пользоваться положениями нормативных документов в вопросах взаимоотношений между руководителями и другими членами экипажа;
Применять требования санитарии условий труда экипажа;
Контролировать соблюдение уставных требований к дисциплине всеми членами экипажа;
Организовывать пассажирскую службу и контроль над ней;
Применять требования санитарных правил содержания судна;
Осваивать новые типы судовой навигационной аппаратуры;
Эксплуатировать и обслуживать регуляторы систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
Расшифровывать и анализировать информацию, получаемую от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от воды, радиолокационных маяков-ответчиков;
Определять поправки технических систем судовождения;
Интерпретировать и обрабатывать информацию радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
Эксплуатировать радиоэлектронные и технические системы судовождения и связи;
Решать навигационные задачи судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
Использовать радиолокационные станции, средства автоматизированной радиолокационной прокладки, автоматические идентификационные системы для обеспечения безопасности плавания с учетом факторов и ограничений, влияющих на их работу, определять элементы движения целей, обнаруживать изменение курса и скорости других судов, прогнозировать маневр собственного судна для безопасного расхождения с другими судами;
Контролировать исправность и точность работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
Эксплуатировать и обслуживать радиоэлектронные и технические системы судовождения и связи;
Осуществлять эксплуатацию судовых электроприводов и систем управления ими;
Осуществлять техническую эксплуатацию энергетического оборудования, вспомогательных механизмов и систем судна;
Эксплуатировать электрические преобразователи, генераторы и их системы управления;
Эксплуатировать главные и вспомогательные механизмы судна и их системы управления;
Контролировать безопасность и надежность работы силовой установки при несении навигационной ходовой вахты в различных условиях плавания;
Вести квалифицированное наблюдение за механическим оборудованием и системами, сочетая рекомендации изготовителя и принятые принципы эксплуатации судовой энергетической установки;
Эксплуатировать насосы и их системы управления;
Использовать технику радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений, параллельную индексацию;
Производить расчеты предстоящего рейса и предварительную прокладку по маршруту перехода;
Читать навигационные карты, производить корректуру карт, лоций и других навигационных пособий для плавания;
Определять место судна визуальными способами и с помощью радиотехнических средств, в том числе с использованием спутниковых навигационных систем;
Вести графическое счисление на бумажных и электронных картах с учетом поправок компасов и лага, радиуса циркуляции, а также дрейфа судна от ветра, сноса судна течением, совместного действия ветра и течения;
Пользоваться судовыми гидрометеорологическими приборами, использовать гидрометеоинформацию для обеспечения безопасности плавания;
Рассчитывать элементы приливов с помощью таблиц приливов и решать связанные с этими элементами навигационные задачи судовождения;
Использовать стандартные компьютерные программы, предназначенные для решения задач судовождения;
Применять правила несения ходовой и стояночной вахты;
Эксплуатировать систему дистанционного управления судовой двигательной установкой;
Подготавливать и предъявлять судно к проверке;
Эксплуатировать рулевое устройство, переходить с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
Выполнять маневры для расхождения с другими судами, а также при спасании человека за бортом, постановке на якорь и швартовке;
Маневрировать для расхождения и для спасания человека за бортом;
Передавать и принимать информацию, в том числе с использованием средств зрительной связи;
Управлять судном, в том числе при выполнении аварийно-спасательных операций;
Вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавать ориентиры, огни, знаки, оптические и звуковые сигналы днем и ночью;
Управлять судном на мелководье и в узкости, в штормовых условиях, во льдах, в условиях ограниченной видимости, при шлюзовании, в зонах действия систем разделения движения - с учетом влияния ветра и течения;
Выполнять процедуры постановки и съемки с якоря, швартовки судна к причалу, к судну на якоре, подхода к судну на ходу;
Контролировать выполнение установленных норм и правил по поддержанию судна в мореходном состоянии;
1.5. Помощник капитана-механика назначается на должность
и освобождается от должности приказом
ректора Учреждения в соответствии с
действующим законодательством Российской
Федерации.
1.6.
Помощник капитана-механика подчиняется ректору Учреждения
и начальнику подразделения
«Производственные технологии»
2.
Трудовые функции
2.1. Организация службы на судне, соблюдения требований охраны труда и производственной санитарии.
2.2. Эксплуатация технических средств судовождения и судовых систем связи.
2.3. Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики.
2.4. Эксплуатация судовых двигательных установок, устройств и систем.
2.5. Подготовка судна к рейсу и осуществление перехода в пункт назначения.
2.6. Управление и маневрирование судном.
3.
Должностные обязанности
3.1. Обеспечение соблюдения уставных требований к дисциплине всеми членами экипажа.
3.2. Организация вахтенной службы и контроль над ее несением.
3.3. Организация выполнения на судне требований санитарных правил содержания судна.
3.4. Организация соблюдения требований охраны труда на судах.
3.5. Организация службы быта и контроль над ней.
3.6. Внедрение общей судовой организации и контроль над ее соблюдением.
3.7. Организация пассажирской службы и контроль над ней.
3.8. Расшифровка и анализ информации радиолокационной станции, включая факторы, влияющие на точность.
3.9. Решение навигационных задач судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
3.10. Техническое обслуживание радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
3.11. Техническая эксплуатация регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
3.12. Контроль исправности и точности работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
3.13. Интерпретация и обработка информации, отображаемой радиоэлектронными и техническими системами судовождения и связи.
3.14. Определение поправок технических систем судовождения.
3.15. Использование средств автоматизированной радиолокационной прокладки для обеспечения безопасного расхождения с другими судами.
3.16. Обнаружение неправильных показаний радиолокационной станции, ложных сигналов, засветки от воды.
3.17. Обнаружение на экране радиолокационной станции радиолокационных маяков-ответчиков и их идентификация.
3.18. Применение автоматической идентификационной системы для обеспечения безопасности плавания с учетом факторов и ограничений, влияющих на ее работу.
3.19. Навигационная эксплуатация радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
3.20. Использование радиолокационных станций для обеспечения безопасного плавания судна.
3.21. Эксплуатация судовой автоматики.
3.22. Эксплуатация судового электрооборудования.
3.23. Эксплуатация элементов электроэнергетических систем и технических средств судна.
3.24. Эксплуатация судовых насосов и вспомогательного оборудования.
3.25. Эксплуатация главных и вспомогательных двигателей.
3.26. Обеспечение контроля и нормирования эксплуатационных показателей.
3.27. Определение места судна визуальными способами, а также с использованием радионавигационных приборов и систем.
3.28. Обеспечение навигационной безопасности плавания, в том числе с использованием средств радиолокационной прокладки, включая параллельную индексацию.
3.29. Предварительная проработка и планирование рейса судна с учетом гидрометеорологических условий района плавания, требований руководств для плавания и навигационных пособий.
3.30. Ведение графического счисления на бумажных и электронных картах с учетом маневренных и габаритных характеристик судна, поправок приборов и влияния внешних факторов на путь судна.
3.31. Прием и передача информации, обеспечивающей безопасность мореплавания и коммерческую деятельность судна, в условиях нормального распространения радиоволн и в условиях типичных помех при помощи оборудования глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ).
3.32. Буксировка судов и плавучих объектов.
3.33. Выполнение первичных действий при столкновении, посадке на мель, для поддержания водонепроницаемости, в случае частичной потери плавучести.
3.34. Управление судовой двигательной установкой при помощи системы дистанционного управления.
3.35. Наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавание ориентиров днем и ночью, оптических и звуковых сигналов.
3.36. Действия при передаче или получении сигналов бедствия, срочности или безопасности.
3.37. Выполнение маневра для расхождения с другими судами при спасании человека за бортом.
3.38. Швартовные операции.
3.39. Несение ходовой и стояночной вахты.
3.40. Управление курсом судна при помощи рулевого устройства, переход с ручного на автоматическое управление рулем и обратно.
3.41. Постановка и съемка судна с якоря.
3.42. Прием и передача информации, в том числе с использованием средств зрительной связи.
3.43. Управление судном при шлюзовании, в особых условиях: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения - с учетом влияния на судно внешних факторов.
3.44. Управление судном, в том числе при выполнении аварийно-спасательных операций.
3.45. Подготовка и предъявление судна к проверкам.
Изменить трудовые функции
4.
Права
Помощник капитана-механика
имеет право:
4.1. Запрашивать и получать необходимую
информацию, а так же материалы и документы,
относящиеся к вопросам деятельности
помощника капитана-механика .
4.2. Повышать квалификацию, проходить
переподготовку (переквалификацию).
4.3. Вступать во взаимоотношения с
подразделениями сторонних учреждений
и организаций для решения вопросов,
входящих в компетенцию помощника капитана-механика .
4.4. Принимать участие в обсуждении
вопросов, входящих в его функциональные
обязанности.
4.5. Вносить предложения и замечания
по вопросам улучшения деятельности на
порученном участке работы.
4.6. Обращаться в соответствующие
органы местного самоуправления или в
суд для разрешения споров, возникающих
при исполнении функциональных
обязанностей.
4.7. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.
4.8. Проходить в установленном порядке
аттестацию.
5.
Ответственность
Помощник капитана-механика несет ответственность
за:
5.1. Неисполнение (ненадлежащее
исполнение) своих функциональных
обязанностей.
5.2. Невыполнение распоряжений и
поручений ректора Учреждения.
5.3. Недостоверную
информацию о состоянии выполнения
порученных заданий и поручений, нарушении
сроков их исполнения.
5.4. Нарушение правил
внутреннего трудового распорядка,
правила противопожарной безопасности
и техники безопасности, установленных
в Учреждении.
5.5. Причинение материального
ущерба в пределах, установленных
действующим законодательством Российской
Федерации.
5.6. Разглашение сведений, ставших
известными в связи с исполнением
должностных обязанностей.
За вышеперечисленные
нарушения помощник капитана-механика может быть
привлечен в соответствии с действующим
законодательством в зависимости от
тяжести проступка к дисциплинарной,
материальной, административной,
гражданской и уголовной ответственности.
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями
(требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ)
(с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Судоводитель-механик»
утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 612н
и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
Поделиться должностной инструкцией в соцсетях: