ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
капитана-механика
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные, должностные обязанности, права и ответственность капитана-механика подразделения «Производственные технологии» (далее - Капитан-механик) ФГБОУ ВПО «Государственный университет морского и речного флота имени адмирала С.О.Макарова» (далее Учреждение).
1.2. На должность капитана-механика назначается лицо, удовлетворяющее следующим требованиям к образованию и обучению:
- Подготовка на курсах повышения квалификации один раз в пять лет;
- Высшее образование или среднее профессиональное образование по специальности «Судовождение», специализации (профессиональному модулю) «Судовождение с правом эксплуатации судовой двигательной установки»;
с опытом практической работы:
- В соответствии с положениями о дипломировании членов экипажей судов;
Особые условия допуска к работе капитана-механика :
- Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- Наличие диплома, установленного положениями о дипломировании членов экипажей;
- Обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировка на рабочем месте и проверка знаний требований охраны труда;
- К работе допускаются лица не моложе 18 лет;
1.3. Капитан-механик должен знать:
- Уставные требования к общей судовой организации;
- Уставные требования к организации пассажирской службы;
- Уставные требования к организации вахтенной службы;
- Санитарные условия труда экипажа;
- Уставные требования к организации службы быта;
- Требования правил охраны труда на судах;
- Санитарные правила содержания судна;
- Трудовое законодательство Российской Федерации;
- Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей судов внутреннего плавания, портового и служебно-вспомогательного флота;
- Уставные требования к дисциплине членов экипажа;
- Физические и теоретические основы, принципы действия, характерные ограничения и технико-эксплуатационные характеристики радиоэлектронных и технических приборов и систем судовождения и связи: магнитного компаса, гироскопического компаса, спутникового компаса, гироазимута, гиротахометра, лага, эхолота, авторулевого и судового радиолокатора, приемников наземных и космических радионавигационных систем, систем автоматизированной радиолокационной прокладки, автоматической идентификационной системы, аварийных радиобуев, аппаратуры ГМССБ, систем интегрированного ходового мостика;
- Методика решения навигационных задач судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Приемы расшифровки и анализа информации, получаемой от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от воды, радиолокационных маяков-ответчиков;
- Правила эксплуатации радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Технология определения поправок технических систем судовождения;
- Способы интерпретации и обработки информации радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Правила технической эксплуатации регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Правила технического обслуживания радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Периодичность и способы контроля исправности и точности работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Основы теории, устройство, правила эксплуатации судового электрооборудования, электрических машин и аккумуляторов, полупроводниковых преобразователей и приборов, электроизмерительных приборов систем контроля сопротивления изоляции и защитных заземлений, аппаратуры управления судном, сигнализации и связи;
- Основные положения руководящих документов по использованию электротехнических средств судов в повседневной деятельности и по всем видам тревог;
- Устройство и схемы распределения электроэнергии, принципы регулирования, контроля, защиты и автоматизации судовых электроэнергетических систем;
- Системы автоматического регулирования работы судовых энергетических установок;
- Обязанности по эксплуатации судовой энергетической установки и электрооборудования;
- Основы теории, устройство, правила эксплуатации систем автоматики, микроэлектронных и микропроцессорных систем автоматики, систем дистанционного управления тепло- и электроэнергетическими установками, элементами систем централизованного автоматического контроля;
- Устройство и принцип действия электрических машин, трансформаторов, усилителей, выключателей, электроприводов, распределительных систем, сетей, щитов, электростанций, аппаратов контроля нагрузки и сигнализации;
- Классификация судовых электроэнергетических установок, механизмов и систем как объектов управления, устройство, принципы работы, особенности и правила эксплуатации;
- Правила эксплуатации судовых электроприводов и систем управления ими;
- Основы устройства судовых электроприводов и систем управления ими, электромеханические свойства электродвигателей постоянного и переменного тока;
- Требования надзорных органов в отношении эксплуатации судового электрооборудования;
- Основы теории, устройство и правила эксплуатации автоматизированных гребных электроустановок;
- Основы теории двигателей внутреннего сгорания, паровых котлов, систем автоматического регулирования и управления;
- Меры безопасности при эксплуатации судовой энергетической установки;
- Типичные неисправности судовых энергетических установок;
- Устройство элементов судовой энергетической установки, механизмов, систем;
- Назначение, конструкция судовых вспомогательных механизмов, систем и устройств;
- Устройство и принцип действия судовых дизелей;
- Эксплуатационные характеристики судовой силовой установки, оборудования и систем, возможные причины неисправностей;
- Руководства для плавания в сложных условиях;
- Технология учета приливо-отливных и сгонно-нагонных явлений в судовождении;
- Навигационные руководства и пособия для плавания;
- Требования к выбору маршрута, планированию и предварительной проработке маршрута рейса;
- Нормативные правовые акты, регулирующие судоходство на морских, внутренних водных путях и в прибрежном плавании;
- Техника и технология решения навигационных задач на бумажных и электронных картах;
- Организация штурманской службы на судах;
- Назначение, классификация и компоновка бумажных и электронных навигационных карт, судовая коллекция карт и пособий, средства и способы получения и реализации их корректуры;
- Международные правила предупреждения столкновения судов в море;
- Физические процессы в атмосфере, влияние гидрометеоусловий на судно, устройство судовых гидрометеорологических приборов, система информирования о гидрометеорологической обстановке;
- Мероприятия по обеспечению безопасности судна при плавании в особых условиях: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения - с учетом влияния на судно внешних факторов;
- Основные понятия и определения навигации и лоции;
- Средства и виды навигационной обстановки;
- Способы определения местоположения судна визуальными способами и при помощи радиотехнических средств с оценкой точности;
- Технология графического счисления на бумажных и электронных картах с учетом маневренных и габаритных характеристик судна, поправок приборов и влияния внешних факторов на путь судна с оценкой точности;
- Условные знаки для морских карт и планов и карт внутренних водных путей;
- Маневренные характеристики судна;
- Условия плавания при особых обстоятельствах: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, буксировке судов, в зонах действия систем разделения движения - с учетом влияния на судно внешних факторов;
- Роль человеческого фактора в эффективном управлении судном;
- Порядок контроля судов в портах;
- Способы маневрирования для предотвращения ситуации чрезмерного сближения;
- Влияние работы движителей, водоизмещения, осадки, дифферента, скорости и запаса воды под килем на управляемость судна;
- Система дистанционного управления судовой двигательной установкой;
- Маневрирование при съемке и постановке судна на якорь, к плавучим объектам, швартовные операции;
- Ответственность за аварии, предусмотренная законодательством Российской Федерации;
- Система управления рулевым приводом, процедуры перехода с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
- Основы автоматизации управления движением судна;
1.4. Капитан-механик должен уметь:
- Контролировать соблюдение требований охраны труда на судах;
- Организовывать вахтенную службу и контролировать ее несение;
- Организовывать службу быта и контроль над ней;
- Внедрять общую судовую организацию и контролировать ее соблюдение;
- Пользоваться положениями нормативных документов в вопросах взаимоотношений между руководителями и другими членами экипажа;
- Применять требования санитарии условий труда экипажа;
- Контролировать соблюдение уставных требований к дисциплине всеми членами экипажа;
- Организовывать пассажирскую службу и контроль над ней;
- Применять требования санитарных правил содержания судна;
- Осваивать новые типы судовой навигационной аппаратуры;
- Эксплуатировать и обслуживать регуляторы систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Расшифровывать и анализировать информацию, получаемую от радиолокатора, включая факторы, влияющие на работу и точность, включение и работу с блоком индикатора, обнаружение неправильных показаний, ложных сигналов, засветки от воды, радиолокационных маяков-ответчиков;
- Определять поправки технических систем судовождения;
- Интерпретировать и обрабатывать информацию радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Эксплуатировать радиоэлектронные и технические системы судовождения и связи;
- Решать навигационные задачи судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Использовать радиолокационные станции, средства автоматизированной радиолокационной прокладки, автоматические идентификационные системы для обеспечения безопасности плавания с учетом факторов и ограничений, влияющих на их работу, определять элементы движения целей, обнаруживать изменение курса и скорости других судов, прогнозировать маневр собственного судна для безопасного расхождения с другими судами;
- Контролировать исправность и точность работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи;
- Эксплуатировать и обслуживать радиоэлектронные и технические системы судовождения и связи;
- Осуществлять эксплуатацию судовых электроприводов и систем управления ими;
- Осуществлять техническую эксплуатацию энергетического оборудования, вспомогательных механизмов и систем судна;
- Эксплуатировать электрические преобразователи, генераторы и их системы управления;
- Эксплуатировать главные и вспомогательные механизмы судна и их системы управления;
- Контролировать безопасность и надежность работы силовой установки при несении навигационной ходовой вахты в различных условиях плавания;
- Вести квалифицированное наблюдение за механическим оборудованием и системами, сочетая рекомендации изготовителя и принятые принципы эксплуатации судовой энергетической установки;
- Эксплуатировать насосы и их системы управления;
- Использовать технику радиолокационной прокладки и концепции относительного и истинного движений, параллельную индексацию;
- Производить расчеты предстоящего рейса и предварительную прокладку по маршруту перехода;
- Читать навигационные карты, производить корректуру карт, лоций и других навигационных пособий для плавания;
- Определять место судна визуальными способами и с помощью радиотехнических средств, в том числе с использованием спутниковых навигационных систем;
- Вести графическое счисление на бумажных и электронных картах с учетом поправок компасов и лага, радиуса циркуляции, а также дрейфа судна от ветра, сноса судна течением, совместного действия ветра и течения;
- Пользоваться судовыми гидрометеорологическими приборами, использовать гидрометеоинформацию для обеспечения безопасности плавания;
- Рассчитывать элементы приливов с помощью таблиц приливов и решать связанные с этими элементами навигационные задачи судовождения;
- Использовать стандартные компьютерные программы, предназначенные для решения задач судовождения;
- Применять правила несения ходовой и стояночной вахты;
- Эксплуатировать систему дистанционного управления судовой двигательной установкой;
- Подготавливать и предъявлять судно к проверке;
- Эксплуатировать рулевое устройство, переходить с ручного на автоматическое управление рулем и обратно;
- Выполнять маневры для расхождения с другими судами, а также при спасании человека за бортом, постановке на якорь и швартовке;
- Маневрировать для расхождения и для спасания человека за бортом;
- Передавать и принимать информацию, в том числе с использованием средств зрительной связи;
- Управлять судном, в том числе при выполнении аварийно-спасательных операций;
- Вести надлежащее наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавать ориентиры, огни, знаки, оптические и звуковые сигналы днем и ночью;
- Управлять судном на мелководье и в узкости, в штормовых условиях, во льдах, в условиях ограниченной видимости, при шлюзовании, в зонах действия систем разделения движения - с учетом влияния ветра и течения;
- Выполнять процедуры постановки и съемки с якоря, швартовки судна к причалу, к судну на якоре, подхода к судну на ходу;
- Контролировать выполнение установленных норм и правил по поддержанию судна в мореходном состоянии;
1.5. Капитан-механик назначается на должность и освобождается от должности приказом ректора Учреждения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
1.6. Капитан-механик подчиняется ректору Учреждения и начальнику подразделения «Производственные технологии»
2. Трудовые функции
- 2.1. Организация службы на судне, соблюдения требований охраны труда и производственной санитарии.
- 2.2. Эксплуатация технических средств судовождения и судовых систем связи.
- 2.3. Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики.
- 2.4. Эксплуатация судовых двигательных установок, устройств и систем.
- 2.5. Подготовка судна к рейсу и осуществление перехода в пункт назначения.
- 2.6. Управление и маневрирование судном.
3. Должностные обязанности
- 3.1. Обеспечение соблюдения уставных требований к дисциплине всеми членами экипажа.
- 3.2. Организация вахтенной службы и контроль над ее несением.
- 3.3. Организация выполнения на судне требований санитарных правил содержания судна.
- 3.4. Организация соблюдения требований охраны труда на судах.
- 3.5. Организация службы быта и контроль над ней.
- 3.6. Внедрение общей судовой организации и контроль над ее соблюдением.
- 3.7. Организация пассажирской службы и контроль над ней.
- 3.8. Расшифровка и анализ информации радиолокационной станции, включая факторы, влияющие на точность.
- 3.9. Решение навигационных задач судовождения с использованием информации от радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
- 3.10. Техническое обслуживание радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
- 3.11. Техническая эксплуатация регуляторов и систем автоматического регулирования радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
- 3.12. Контроль исправности и точности работы радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
- 3.13. Интерпретация и обработка информации, отображаемой радиоэлектронными и техническими системами судовождения и связи.
- 3.14. Определение поправок технических систем судовождения.
- 3.15. Использование средств автоматизированной радиолокационной прокладки для обеспечения безопасного расхождения с другими судами.
- 3.16. Обнаружение неправильных показаний радиолокационной станции, ложных сигналов, засветки от воды.
- 3.17. Обнаружение на экране радиолокационной станции радиолокационных маяков-ответчиков и их идентификация.
- 3.18. Применение автоматической идентификационной системы для обеспечения безопасности плавания с учетом факторов и ограничений, влияющих на ее работу.
- 3.19. Навигационная эксплуатация радиоэлектронных и технических систем судовождения и связи.
- 3.20. Использование радиолокационных станций для обеспечения безопасного плавания судна.
- 3.21. Эксплуатация судовой автоматики.
- 3.22. Эксплуатация судового электрооборудования.
- 3.23. Эксплуатация элементов электроэнергетических систем и технических средств судна.
- 3.24. Эксплуатация судовых насосов и вспомогательного оборудования.
- 3.25. Эксплуатация главных и вспомогательных двигателей.
- 3.26. Обеспечение контроля и нормирования эксплуатационных показателей.
- 3.27. Определение места судна визуальными способами, а также с использованием радионавигационных приборов и систем.
- 3.28. Обеспечение навигационной безопасности плавания, в том числе с использованием средств радиолокационной прокладки, включая параллельную индексацию.
- 3.29. Предварительная проработка и планирование рейса судна с учетом гидрометеорологических условий района плавания, требований руководств для плавания и навигационных пособий.
- 3.30. Ведение графического счисления на бумажных и электронных картах с учетом маневренных и габаритных характеристик судна, поправок приборов и влияния внешних факторов на путь судна.
- 3.31. Прием и передача информации, обеспечивающей безопасность мореплавания и коммерческую деятельность судна, в условиях нормального распространения радиоволн и в условиях типичных помех при помощи оборудования глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ).
- 3.32. Буксировка судов и плавучих объектов.
- 3.33. Выполнение первичных действий при столкновении, посадке на мель, для поддержания водонепроницаемости, в случае частичной потери плавучести.
- 3.34. Управление судовой двигательной установкой при помощи системы дистанционного управления.
- 3.35. Наблюдение за судном и окружающей обстановкой, опознавание ориентиров днем и ночью, оптических и звуковых сигналов.
- 3.36. Действия при передаче или получении сигналов бедствия, срочности или безопасности.
- 3.37. Выполнение маневра для расхождения с другими судами при спасании человека за бортом.
- 3.38. Швартовные операции.
- 3.39. Несение ходовой и стояночной вахты.
- 3.40. Управление курсом судна при помощи рулевого устройства, переход с ручного на автоматическое управление рулем и обратно.
- 3.41. Постановка и съемка судна с якоря.
- 3.42. Прием и передача информации, в том числе с использованием средств зрительной связи.
- 3.43. Управление судном при шлюзовании, в особых условиях: в ограниченной видимости, на мелководье, в узкостях, в штормовых условиях, во льдах, в зонах действия систем разделения движения - с учетом влияния на судно внешних факторов.
- 3.44. Управление судном, в том числе при выполнении аварийно-спасательных операций.
- 3.45. Подготовка и предъявление судна к проверкам.
Изменить трудовые функции
4. Права
Капитан-механик имеет право:
4.1. Запрашивать и получать необходимую информацию, а так же материалы и документы, относящиеся к вопросам деятельности капитана-механика .
4.2. Повышать квалификацию, проходить переподготовку (переквалификацию).
4.3. Вступать во взаимоотношения с подразделениями сторонних учреждений и организаций для решения вопросов, входящих в компетенцию капитана-механика .
4.4. Принимать участие в обсуждении вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
4.5. Вносить предложения и замечания по вопросам улучшения деятельности на порученном участке работы.
4.6. Обращаться в соответствующие органы местного самоуправления или в суд для разрешения споров, возникающих при исполнении функциональных обязанностей.
4.7. Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.
4.8. Проходить в установленном порядке аттестацию.
5. Ответственность
Капитан-механик несет ответственность за:
5.1. Неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих функциональных обязанностей.
5.2. Невыполнение распоряжений и поручений ректора Учреждения.
5.3. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученных заданий и поручений, нарушении сроков их исполнения.
5.4. Нарушение правил внутреннего трудового распорядка, правила противопожарной безопасности и техники безопасности, установленных в Учреждении.
5.5. Причинение материального ущерба в пределах, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
5.6. Разглашение сведений, ставших известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
За вышеперечисленные нарушения капитан-механик может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной, гражданской и уголовной ответственности.
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с положениями (требованиями) Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197 ФЗ (ТК РФ) (с изменениями и дополнениями), профессионального стандарта «Судоводитель-механик» утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 612н и иных нормативно–правовых актов, регулирующих трудовые отношения.
Скачать в формате MS Word
Поделиться должностной инструкцией в соцсетях: